ЭКО и Ислам

В соответствии с исламскими богословско-правовыми заключениями бездетность или бесплодие (равно как и рождение в семье ребенка и его последующее воспитание) есть испытание от Господа. Воспринять это испытание с кротостью и смирением, уповая на милость и благоволение Всевышнего, ведающего о том, что неподвластно человеческому разумению, - удел людей богобоязненных и стойких в вере. Но бездетность - это знак, за которым приходит утешение, ибо благоволение Милостивого Творца обещано тем, кто выдерживает Его испытания без уныния и отчаяния. Пример тому - появление благодатного потомства у Авраама и родителей Девы Марии.

Однако Аллах желает для вас облегчения и не желает затруднения для вас <Св. Коран, 2. С. 185>. Основополагающим шариатским принципом является обеспечение разносторонних интересов человека, удовлетворение его потребностей и облегчение его жизни. Исходя из этого, исламское право направлено на обеспечение человеку гарантий сохранения основных фундаментальных ценностей: религии, жизни, разума, чести, достоинства и продолжения рода, собственности. Эти ориентиры определяют исламский подход и к решению проблемы бесплодия.

Если в результате тщательного медицинского обследования будут выявлены устранимые путем лечения причины бесплодия, то, по мнению исламских богословов, необходимо и дозволено применение различных форм лечения этого недуга, не нарушающих первозданной, естественной природы человека. Пророк Мухаммед говорил: "Лечитесь, рабы Аллаха! Господь создал недуги и лекарства от них. Лишь старость - недуг неизлечимый".

В случае, если традиционные методы лечения бесплодия оказываются неэффективными, и с учетом возраста и индивидуальных особенностей супругов, а также наличия авторитетных медицинских показаний о невозможности применения каких-либо иных методов, допустимо использование вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе экстракорпорального оплодотворения.

Использование экстракорпорального оплодотворения с участием донорских гамет, по мнению факихов, подпадает также под определение необычного, но все же прелюбодеяния: в обоих случаях происходит нарушение целостности супружеских уз (в организм женщины вводятся сперматозоиды мужчины, не являющегося ее законным супругом), нарушается родословная семьи, возникают затруднения при определении истинных отца и матери будущего ребенка.

Применение вспомогательных репродуктивных технологий при лечении бесплодия порождает проблему статуса эмбриона человека. Самые жизнеспособные, с точки зрения врачей, человеческие эмбрионы из числа полученных в результате экстракорпорального оплодотворения вводятся в полость матки женщины, остальные эмбрионы подлежат уничтожению.

Какова оценка данной проблемы с точки зрения шариата: можно ли расценивать уничтожение человеческих эмбрионов как посягательство на жизнь будущего человека?

Позиция мусульманских богословов по данному вопросу основывается на Священном Коране, в котором свыше 1400 лет назад, задолго до современных достижений медицины и генной инженерии, Единый Бог дал человеку знание о тайне зарождения человеческой жизни.

Пророк Единого Бога, получивший знание от Пославшего его, сказал: "Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же времени - в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет к нему ангела, который вдувает в него душу".

Таким образом, по истечении 120 дней с момента зачатия Господь ниспосылает ангела, который вдыхает душу в формирующегося младенца, и человеческий эмбрион обретает душу и жизнь. С этого времени статус эмбриона человека приобретает новое качественное состояние: возникшая человеческая душа делает его полностью сформировавшимся живым существом.

Все исламские богословы едины во мнении (иджма) о том, что по истечении указанного срока уничтожение человеческого эмбриона категорически запрещено (харам) и является преступлением.

Селекция и уничтожение избыточных, неиспользованных для оплодотворения эмбрионов до этого срока (что и предполагается в случае экстракорпорального оплодотворения) является допустимым, но при условии соблюдения следующих требований:

- изначально необходимо оплодотворять по возможности минимальное количество яйцеклеток, чтобы число эмбрионов, вводимых в полость матки женщины, не было избыточным;

- если жизнеспособных эмбрионов оказалось избыточное количество, то лишние оставляются без медицинского внимания, с расчетом естественной остановки деления клеток и без какого-либо дальнейшего использования;

- использование лишних эмбрионов в качестве донорских для лечения бесплодия других супружеских пар запрещается <Подробное заключение по данному вопросу дано в документе N 6/6/57 богословской конференции, проходившей 14 - 20 марта 1990 г. в Джидде (Саудовская Аравия)>.

Что касается случаев многоплодной беременности женщин <При многоплодной беременности в полости матки женщины развиваются несколько самостоятельных эмбрионов>, когда согласно медицинским показаниям необходимо избавиться от одного или нескольких эмбрионов (например, носителей опасных наследственных заболеваний), то, по мнению исламских богословов, до истечения 120-дневного срока аборт допустим в случае крайней необходимости.

В то же время во мнениях богословов разных мазхабов имеются некоторые нюансы.

Так, факихи ханафитского и ханбалитского мазхабов считают, что аборт до указанного срока допустим лишь в крайнем случае. По мнению же факихов маликитского мазхаба, аборт нежелателен даже в первые сорок дней после зачатия. Факихи-шафииты допускают аборт в первые сорок дней с момента зачатия, если на то есть обоюдное согласие супругов и предполагаемая операция не скажется отрицательно на способности супруги к деторождению; по истечении сорока дней со времени зачатия аборт категорически запрещен.

Относительно аборта после истечения 120-дневного срока со времени зачатия все богословы едины во мнении о том, что это запрещено (харам) и квалифицируется как убийство. По единогласному мнению всех мусульманских богословов, прерывание беременности на любой ее фазе нежелательно. Однако согласно шариатскому принципу "необходимость делает запретное разрешенным" в случаях крайней необходимости (например, когда возникает угроза жизни матери или есть обоснованные опасения относительно того, что будущий ребенок может унаследовать трудноизлечимые или неизлечимые болезни) прерывание беременности возможно.

При применении метода экстракорпорального оплодотворения возможен также перенос в полость матки нескольких эмбрионов, чтобы в случае неудачного исхода не проводить повторной операции по переносу нового эмбриона.